
Изготовление, или как говорили, «варка» мыла было одним из широко распространённых занятий в Арцахе. Самые ранние сведения об этом сохранились в российских статистико-информационных источниках (Сборник для описания местностей и племён Кавказа, № 11, 1891, Тифлис, с. 65–67). Согласно этим материалам, мыловарением занимались как женщины, так и мужчины: в домашних условиях — женщины, а в городах этим ремеслом занимались мастера-мыловары, в основном мужчины.
Процесс мыловарения в городе и в селе был одинаковым. Первоначально использовали бараний и говяжий жир, позже — и свиной, а также известь и каустическую соду. При забое скота жир отделяли от мяса, нарезали мелкими кубиками и сохраняли для варки мыла. Так как забои проводились несколько раз в год, жир каждый раз откладывали, чтобы затем за один день сварить большое количество мыла. Это мыло считалось незаменимым средством для выведения пятен и отбеливания.
Жир, нарезанный кубиками, клали в большой медный сосуд, который на арцахском диалекте назывался «тудж», и ставили на огонь. После расплавления добавляли остальные ингредиенты. В Адруте было несколько женщин, которые умели точно определить пропорции каустической соды (в быту более известной под русским названием «поташ»). При нарушении пропорций мыло могло не получиться, поэтому обязательно приглашали опытных женщин, чтобы они добавили нужное количество поташа и сварили мыло.
Когда содержимое «туджа» превращалось в однородную вязкую массу, его половниками разливали по вёдрам и различным ёмкостям, служившим формами. Затем их выставляли на крыши домов для высушивания. Готовое мыло имело форму сыра. При использовании его разрезали на куски или натирали ткань прямо о мыльную массу. Варёное мыло можно было хранить и использовать годами.
Оно применялось главным образом для стирки сильно загрязнённой одежды и отбеливания белья. По воспоминаниям, чтобы добиться хорошего результата, бельё сначала натирали мылом, оставляли на некоторое время, а затем стирали. Мыло отличалось сильным пенообразованием.
Особенно широко оно использовалось в годы первой Арцахской войны в 1990-е годы, хотя варили его и раньше.